Зачем вообще учить следованию и хождению по улице ребенка 1-1,5 лет? Для себя я отвечаю на этот вопрос так:
- Если ребенок начал ходить, ему нужно обязательно тренировать новый навык, причем именно тогда, когда он формируется (то есть сразу после начала самостоятельной уверенной ходьбы), а не позже, в 2-3-4 года; ходить ногами нужно для нормального физического развития ребенка; это не значит, что он сразу должен проходить 5 км - но постепенно учить ребенка преодолевать пешком видимые расстояния нужно;
- Городская среда не создает условий для естественного обучения следованию (когда ничего специально делать не надо, все само получается), поэтому маме нужно взять ответственность на себя и организовать для ребенка такое обучение; для этого ей полезно знать некоторые приемы.
- Я придерживаюсь мнения, что в паре «мама-ребенок» присутствуют иерархические отношения, мама — ведущая, ребенок — ведомый; это относится и к поведению на улице: мама устанавливает правила, указывает границы и обучает определенным необходимым для жизни навыкам, а ребенок соблюдает эти правила, встраивается в рамки и обучается;
- Идти по улице за мамой, а не убегать или идти по своим делам, то есть следовать за мамой — нормальное поведение ребенка, обучение этому — не дрессировка, а выработка необходимого для жизни навыка и обучение необходимым правилам; при этом понятно, что есть прогулки по маминым делам, а есть — прогулки и «привалы» для исследования мира и удовлетворения потребностей ребенка.
Если вы со мной не согласны, это не значит, что вы ошибаетесь. :) Это просто значит, что статья написана не для вас. Спорить не нужно — пост вывешен не для споров, надо или не надо и почему, а для обмена опытом людей, которые считают обучение необходимым и согласны с вышеперечисленными пунктами. Если у вас есть собственные приемы, собственный опыт обучения хождению/следованию ребенка 1-1,5 лет — ваши комментарии будут бесценны для тех, кому эта информация актуальна. :)
Практические методы отработки навыка хождения и следования.
Сразу оговорюсь, что излагаю не строгую «рожановскую» теорию, а скорее собственную ее интерпретацию, причем довольно мягкую, и на полноту охвата материала совсем не претендую. :)
Еще одно важное уточнение (спасибо
Итак, вы вышли на улицу, взяли ребенка за руку и пошли. Если ваш ребенок нормально идет за вами, не вырывает руку, не останавливается, не отвлекается на листочки и не просится на руки -
Если же ребенок ходит плохо, мало, или хорошо и много, но не туда, и вы хотите научить его ходить по улице и вообще ходить ногами на видимые расстояния, можно воспользоваться двумя способами (методами):
1. Если ребенок шел за вами какое-то время, а потом отстал/пошел в другую сторону/сел на землю — нужно подхватить его под мышку, пронести пару метров в нужном направлении и опять спустить на землю; опять отстает/садится/убегает - повторить.
В общем-то, данный метод широко известен и много раз обсуждался. На какие нюансы я хочу обратить внимание:
- метод удобно использовать, если ребенок в принципе не отказывается ходить, ходит хорошо и много, но не туда; :)
- не нужно отпускать ребенка далеко от себя или самой уходить далеко и ждать, когда он вас догонит — это, во-первых, небезопасно, а во-вторых, ребенок может ваш зов проигнорировать и вам придется возвращаться за ним в ущерб своему авторитету и с риском превратить процесс в игру в догонялки; отпускать ребенка от себя лучше максимум на 1-1,5 метра, чтобы вам хватило шага для «подхвата» под мышку и возвращения на «маршрут»;
- отрабатывая навык, гулять лучше всегда с целью, так как это помогает прежде всего маме — она не «отрабатывает следование» просто ради следования, а действительно заинтересована в том, чтобы дойти, например, до магазина, и ребенок это чувствует; конечно, поначалу эти цели должны быть близлежащими — даже детская площадка у соседнего дома подойдет;
- идеально гулять в паре с другим человеком, которого ваш ребенок хорошо знает, чтобы именно он, а не вы, перехватывал идущего не туда ребенка и направлял в вашу сторону; но если это никак не получается организовать, можно и обойтись.
2. Другой способ сделать так, чтобы ребенок шел куда надо маме и вообще шел по улице ногами - условно говоря, "договариваться". То есть вы вышли на улицу, вязли ребенка на руки и определили вслух условие: «Несу тебя до того столбика (дорожки, горки), а дальше идешь ногами». Соответственно, после того, как дошли до столбика, дорожки, горки, надо все-таки добиться, чтобы какое-то расстояние ребенок прошел сам, а потом снова взять на руки с новым условием (донесу до лужи/магазина и пр). Чередовать передвижение на руках/ногами, постепенно увеличивая расстояние, пройденное ногами.
Смысл этого способа в том, чтобы способ передвижения и расстояние, пройденное на руках/ногами, определяла МАМА, а не ребенок. Разумеется, при этом мама учитывает возраст ребенка, его физическую форму, умение ходить, погоду и еще множество разных обстоятельств. Поэтому для годовалого ребенка соотношение на руках/ногами будет одно, для полуторалетнего — уже совсем другое, зимой в одном и том же возрасте пройденное ногами расстояние будет одним, летом — другим, и т.д.
Нюансы, на которые стоит обратить внимание при практическом применении:
- метод удобно использовать, если ребенок совсем отказывается самостоятельно ходить или ходит очень мало;
- расстояния можно брать любые, даже довольно большие, но отрезки пути ногами поначалу лучше делать поменьше — 10-20 метров;
- ребенку не обязательно подробно описывать ориентиры места, где вы его возьмете на руки/поставите на землю, не обязательно так же, чтобы он это место непременно заранее издалека увидел— достаточно коротко озвучить свое намерение («несу тебя до домика», «идешь ножками до лужи»). Важно — если ребенок дошел до лужи, но на руки не просится, не спешите его брать; дайте ему возможность «превзойти самого себя». :) Но не доводите до того, чтобы он все-таки заплакал и запросился — лучше через пару лишних метров сами возьмите на руки и обозначьте новый «рубеж»;
- понятно, что брать на такие прогулки слинг/коляску есть смысл, только если вы планируете часть пути потренироваться в ходьбе, а часть быстро пойти, куда надо.
Кое-какие мысли о теории и практике воплощения вышеназванных методов.
Чем эти методы, на мой взгляд, лучше, чем всякие уговоры, заманивания, отвлечения («пойдем посмотрим на кошечку» и т.д.)? Применяя их, мы не заставляем ребенка обманом или хитростью сделать, как нам нужно, а формируем у ребенка сознательное поведение. То есть мы показываем, как надо делать (обучаем навыку) и почему (устанавливаем правила). Дети в 1-1,5 года — вовсе не такие несмышленыши, как принято думать, они вполне сознательные существа, способные понимать и усваивать правила поведения и следовать им. Именно тут заключено основное отличие от «дрессуры», и в дальнейшем с такими детьми действительно легко гулять, обходясь без коляски или слинга. А вот отвлекать и обманывать с возрастом обычно получается все сложнее. Однажды вам все равно придется такое сознательное поведение формировать, и тут я придерживаюсь мнения, что «чем раньше — тем лучше». Мне кажется, что если у ребенка до 3-4 лет не было необходимости контролировать себя (его постоянно отвлекали или добивались от него нужного поведения хитростью), ему гораздо труднее сознательно соблюдать какие-то правила поведения
Еще один момент, о котором нельзя не упомянуть — реакция ребенка на обучение. Да, она может быть негативной, особенно если прежде вы границ не устанавливали и следованию не обучали, и ребенок привык, что он идет, куда хочет, что вы его всегда ждете, или что его всегда берут на руки по его требованию. В таком случае он может орать при попытке поставить его на землю даже после того, как условное расстояние на руках пройдено, при попытке взять его под мышку и унести от интересного листочка и т.д.
Определить, почему именно ребенок орет — по причине реального дискомфорта или с целью проверки границ — самой маме бывает довольно трудно просто потому, что она, как правило, просто не может посмотреть на ребенка «со стороны». Но все-таки есть некие объективные признаки, на которые можно в данном случае ориентироваться. Если у ребенка удобная одежда и обувь, он не напуган/не стрессован незнакомой обстановкой (вы находитесь на улице, по которой уже 100 раз гуляли), не устал/не хочет спать (только что вышли из дома), если он прекрасно ходит полчаса по детской площадке или по парку, но начинает орать, как только вы побуждаете его идти в нужном вам направлении — скорее всего дело не в дискомфорте, а в банальном нежелании ребенка ходить за вами (ему нравится, когда его носят/возят или он готов ходить, но именно сейчас хочет настоять на своем и тем самым проверить, насколько он может управлять этой ситуацией).
В данном случае трудно советовать что-то однозначно. Мне кажется, что отношение к реакции ребенка и ваше поведение должны зависеть от того, насколько хорошо вы чувствуете ребенка, насколько готовы уступить ему «управление» и чего именно хотите добиться обучением.
Если вы хотите научить ребенка ходить за вами, считаете, что это нужно и ему, и вам, уверены, что он не боится, не устал, а именно не хочет/проверяет границы, и чувствуете в себе силы настоять на своем — сам факт ора вас останавливать не должен, но стоит продумать стратегию, как его минимизировать (отвлекать/заговаривать зубы, продолжая настаивать на своем, либо каким-то образом донести до ребенка, что эта «кнопка» больше не работает; наработанные способы избежать ора и настроить ребенка на положительный лад буду рада видеть в комментариях). :)
Если вы считаете, что дело того не стоит и проще посадить в слинг/коляску, чем прилагать усилия и «мучить ребенка» (ведь рано или поздно все равно научится ходить и следовать за мамой) — скорее всего, вы не считаете причины для обучения, с которых я начала, весомыми, и вам вообще не нужно
Если научить хотите, вы согласны, что это нужно, но не уверены в причине такого поведения, вам кажется, что ребенок орет из-за стресса/дискомфорта — разумеется, лучше обучение прекратить до созревания уверенности/исчезновения всяких подозрений на дискомфорт/устранения всех возможных причин такового. :)
Ну, то, что для ребенка, который будет много ходить, стоит приобрести подходящую (легкую) одежду и удобную обувь, особенно на зимнее время, думаю, много распространяться не надо, это очевидно. :)
По поводу частых опасений, что ребенок физически не способен далеко ходить, устает и т.д. могу поделиться личным опытом. Летом (дочке было 1,5 года) мы с ней ходили в соседнюю деревню — 1,5 км. туда и столько же обратно — применяя метод №2. Соотношение на ручках/ногами составляло примерно 30/70 процентов в начале и 20/80 в конце лета. Причем однажды ребенок прошел 1,5 километра полностью самостоятельно (у меня были заняты руки и я не могла взять ее на руки, о чем ее честно сообщила и показала «препятствие») и практически столько же обратно (несла метров 200-300), причем без какого-либо видимого напряжения. :) Я была уверена, что дома ребенок упадет от усталости, :) но ничего подобного — она бегала и играла весь вечер без малейших признаков утомления. :)
Не могу не сказать два слова о пугании злым дядей и чем-нибудь еще — моментом, который неразрывно связан с обсуждением темы следования. :) Я абсолютно убеждена, что ребенку, которого с 1 года мама учила навыкам поведения на улице - не убегать, ходить за ней и т.д. - и у которого с мамой нормальные гармоничные отношения, такие «пугалки» никогда не понадобятся. Если же ребенок в 2-3 года от мамы убегает и на улице не управляем, причем ничего не помогает — тут дело далеко не в следовании, а в отношениях «мама-ребенок» в целом, и приглашением злого дяди с мешком тут делу не поможешь, а то и усугубишь проблему.
Почитать о следовании:
http://vokina.livejournal.com/38405.htm
http://community.livejournal.com/liedlo
http://community.livejournal.com/mamo_p
← Ctrl← Alt
Ctrl →Alt →
November 6 2007, 10:25:40 UTC 4 years ago
если делать акцент не на "от мамы никуда", а на "научить долго ходить", следование выглядит сильно осмысленнее :))
Спасибо!
November 6 2007, 10:35:46 UTC 4 years ago
Важно и то, и другое. И одно связано с другим. :)
4 years ago
4 years ago
4 years ago
November 6 2007, 10:39:53 UTC 4 years ago
Добавила ваш пост в избранное :)
November 6 2007, 10:42:41 UTC 4 years ago
о себе могу сказать что Катька ходит часто лучше чем мой 3х летний племянник которого до 2.5 лет возили в коляске...
November 6 2007, 10:55:38 UTC 4 years ago
November 6 2007, 11:06:51 UTC 4 years ago
Понятно, что с годовасом не всегда есть возможность идти медленно. Тогда - слинг/коляска. Но походы для тренировки нужны обязательно, я считаю. То есть если они сами собой не получаются, их надо специально организовывать.
4 years ago
November 6 2007, 10:58:01 UTC 4 years ago
November 6 2007, 11:04:18 UTC 4 years ago
Подумаю, как это вставить.
4 years ago
4 years ago
4 years ago
4 years ago
November 6 2007, 11:22:40 UTC 4 years ago
November 6 2007, 11:42:54 UTC 4 years ago
мы дома, сыну год, он по квартире ходит довольно уверенно. Квартира маленькая, все знакомо и изучено.
я сижу в комнате, что-то делаю. Сын уходит на кухню. Я проверяла неоднократно - если я за ним не пойду, он может вскорости вернуться обратно, а может остаться на кухне и заняться там чем-нибудь.
С одной стороный, квартира - это не улица полная опасностей, с другой - все равно не уверена, что все правильно. Да и втеории я не слишком сильна.
Посоветуете?
November 6 2007, 13:42:48 UTC 4 years ago
в гостях где часто бываете и ребенок их хорошо знает нормально так же
в гостях у чужих людей и на улице - нет :)
4 years ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
November 6 2007, 11:55:54 UTC 4 years ago
November 6 2007, 13:07:41 UTC 4 years ago
November 6 2007, 13:27:28 UTC 4 years ago
November 6 2007, 14:17:39 UTC 4 years ago
November 6 2007, 14:44:17 UTC 4 years ago
Личный опыт:
Мой сынок пошел поздно - 1 г. и неделя, поэтому логично, что о следовании до года вопроса не было. Ходить за руку на улице он начал сразу, где-то через месяц после освоенной ходьбы дома - без руки он первое время не ходил, боялся видимо. Да и мало ходил, почти все время на руках, но все же его я тренировала (хоть 3 метра, хоть 5, но каждую прогулку он ходил).
Потом в один прекрасный день он отпустил руку - и все. Возвращаться на руки или в слинг уже не захотел, в первую самостоятельную прогулку прошел где-то 1 км, я было в шоке!
Как понимаете, с хождением в принципе проблем не было, проблемы были с хождением в конкретном направлении. Конечно первое время я постоянно чертыхалась возле каждой мусорки/кучки собачьих какашек/бычков и прочей всякой "интересной" ерунды;)
Частенько проблемы хождения "не туда" крылись как раз в интересе именно к разному мусору. Я объясняла, что 1) мусор не наш, мы его не трогаем, мусор тетин, и она за ним предет; 2) мусор грязный и противный. Вскоре интерес к нему погас, т.е. поднимались не все бумажки, а каждая вторая;)
Без цели мы не гуляем никогда, если нет реальной конкретной цели (магазин, гости, банкомат или еще что-либо), то есть всегда виртуальная (банально дети, вон тот цветочек, светофор).
Вот мы идем за руку, потом он ее отпускает, но идет рядом. При этом я всегда показываю направление движения, чтобы сын знал куда мы движемся, и где же тот светофор или магазин. Т.е. разбиваю путь к конечной цели на видимые ориентиры, часто показываю пальцем куда мы идем.
Если цель виртуальная (т.е. мы просто гуляем), то отвлекаемся больше на интересненькое вдоль пути - палки/камни/листья/птицы/собаки. Но если уходит слишком далеко, то под мышку и переношу на безопасное расстояние.
Когда я спешу (конечно, проще взять на руки, но иногда чадо желает идти само), то конечно меньше отвлекаемся и очень спешим по делам.
Почти всегда иду первая, он плетется за мной. Злостных убеганий не было. Он, конечно, изучает окружающий мир, я даю ему массу возможностей для этого, но устанавливаю правила, при которых безопасно и удобно, всем. Обучение следованию не считаю дрессурой, а всего лишь формирование адекватного поведения на улице.
November 6 2007, 15:24:37 UTC 4 years ago
November 6 2007, 15:02:21 UTC 4 years ago
November 6 2007, 15:17:30 UTC 4 years ago
Об этом лучше почитать по ссылке, которую я даю последней. Там Аня как раз подробно разбирает, какие этапы у обучения следованию и вообще у освоения пространства.
Нощение лицом от себя не рекомендуется не только из-за следования, а потому, что эта поза для маленького ребенка некомфортна и неестественна. Ни в одной стране, где принято носить детей на себе, их не носят лицом от мамы. Это чревато эмоциональной перегрузкой плюс ребенок не видит маму и не может реагировать на ее мимику, не может приложиться к груди.
Влияние коляски лицом от себя на следование, скажем так, не доказано. По мнению "Рожаны" (и моему) - это фактор риска. Мне кажется, что влияние коляски лицом от себя (и ношения лицом от себя) на следование не прямое, а как бы опосредованное: из-за этого сначала нарушается контакт с мамой, а потом уже портится следование. Причем какому-то ребенку такое ношение/катание критично для нарушения контакта, а у какого-то - ни на что не повлияет.
В данном посте у меня не было цели охватить все аспекты следования, мне хотелось дать именно практические советы для тех, кто уже использует методы естественного воспитания (носит на руках/в слинге и т.д.). :)
4 years ago
November 6 2007, 15:22:12 UTC 4 years ago
Мы спокойно ходим за ручку в магазин, до площадки. Ребенок легко, без видимой усталости, проходит в день порядка километра, а то и больше. Мне кажется, если бы мы пользовализь коляской, я бы тем самым ограничивала его физические возможности. Как будто в нвалидное кресло посадить.
Еще - повышается доверие к ребенку. Я уже не держу судорожно ребенка за руку, даже если идем вдоль дороги. Я, конечно, слежу в оба, но без прежнего нервяка, т.к. знаю, что на дорогу он НЕ рванет.
November 6 2007, 15:29:40 UTC 4 years ago
Да-да, именно! +1. У меня было такое же чувство в дочкины 1-1,5 года. :) А сейчас-то и подавно. :)
November 6 2007, 20:10:58 UTC 4 years ago
Ирин, а что по-твоему "подходящую (легкую) одежду и удобную обувь, особенно на зимнее время"? я как-то валенки прям уже на днях собралась идти покупать, а комбинезон ну просто раздельный, стралась, чтоб потоньше. можешь поконкретнее сказать?
и еще. Рой пошел только месяц назад ( в год и 1), на улице ходим за ручку, часто все еще в слинге, так как у него в зимней одежде трудности с координацией, он часто заваливается как медвежонок, ножки заплетаются. Если идет за ручку, то идет куда мне надо, но, да, часто останавливается потрогать шины машины, листочки да палочки. Я ДАЮ ему это делать, ведь ему же интересно мир поизучать, но с маршрута не сбиваюсь, то есть на,мол, минутку посмотри, и пойдем дальше. Мешает ли это по-твоему формированию поведения следования?
November 6 2007, 20:30:21 UTC 4 years ago
на 2 размера больше, это действительно очень легкий комбинезон. На ногах была "Куома", Яся в такой экипировке ходила очень хорошо (для годовалого ребенка). :)Про изучение мира - мне кажется, все-таки стоит ему дать понять, что иногда мама ждать не может, у нее дела. То есть гибко действовать. Минутку подождать - сегодня можно, а вот завтра - мы спешим, надо идти побыстрее, сынок. Понимаешь идею? Конечно, ребенок не робот, но все-таки генеральную линию ты это должна определять, и показать это бывает полезно - чем раньше, тем лучше. Мы с Ясей ходили по бордюрчикам, отвлекались на что-то, но в один прекрасный момент я поняла, что скорость передвижения очень страдает, а попытки просто идти вызывают у ребенка протест. То есть я этот момент упустила. :( Пришлось какое-то время потратить и приложить некоторые усилия, чтобы получалось все-таки именно идти, когда надо, просто с мамой за руку. :) Ну а если никуда не спешим - до сих пор по бордюрчикам ходить обожаем. :))
4 years ago
4 years ago
November 6 2007, 21:29:51 UTC 4 years ago
Кстати, по поводу коляски история: гуляем с мелким, который еще не очень уверенно топает в обуви, навстречу бабуля с жалобным воплем: "Ой, как ходит-то плохо, ему бы колясочку!" Еле удержалась от гадкого высказывания "Вам бы уже тоже колясочку надо" :-)
November 6 2007, 22:28:59 UTC 4 years ago
А вот еще деталь: когда идем в группе с другими мамами и детьми, то проблем со следованием у нас не возникает.
Срабатывает стадный инстинкт :)
November 7 2007, 10:18:03 UTC 4 years ago
November 8 2007, 09:07:42 UTC 4 years ago
Личный опыт:
Про "обучение следованию" прочитала совсем недавно. К своим девочкам применяла большинство описанных методов чисто интуитивно. Девочки у меня очень разные: Маша пошла сама поздно (в год и месяц). До этого с удовольствием ходила за ручку. После того, как поняла, что может ходить сама, все-равно очень много ходила за руку - даже от горки до качелек. До сих пор (ей 5 лет) по улицам ходит только за руку. Даже отучать приходится (мне не всегда удобно вести ее за руку). Предлагаю ей альтернативу - хвостик (стропа рюкзака или подол юбки). На пустынных улицах ходит без ручки спокойно.
Настя пошла в 10 месяцев. Это был ноябрь. Зима в том году была снежная и холодная. Поэтому доча ходила на улице мало - в основном на руках (в слинге). Весной ей уже было 1,5 года. Мы тогда жили в поселке, где очень мало машин и пешеходов. Поэтому дети ходили не держась за меня, но за мной. Настя, глядя на Машу, не отставала. Сейчас Настюшке 2 г. 9 мес. Ходит сама очень много и с удовольствием. Когда устает, спокойно говорит: "Я устала". Даже после этого готова идти сама дальше, если мама приведет объективные причины невозможности взять на руки. Если я вижу, что доча совсем устала - сажаю ее в рюкзачок. Если поездка была долгой, в рюкзачке Настюшка засыпает. Т.е. очевидно, что на руки она просится, когда действительно устанет.
November 13 2007, 08:34:54 UTC 4 years ago
November 13 2007, 15:30:33 UTC 4 years ago
4 years ago
January 28 2008, 22:43:49 UTC 4 years ago
Во первых сейчас везде много снега, поэтому отрабатывать следование можно только в парке, можно прогулку по парку считать за дела?
Второе: ситуация такая ставлю на землю ре за мной не идет ни за ручку ни просто так пыталась как пишут на рожане пронести сколько-то потом снова поставить и так много раз чтобы Ре понял что от него хотят и пошел за мной, но у нас этот номер не проходит, сын измучавшись от непонимания просто при попытке пойти с ним за ручку подворачивает ноги и плюхается на снег и собственно прогулку считаем законченной.
Дальше просто стою смотрю как он копается в ближайшем сугробе, потом сажаю в слинг и идем домой.
Что деалть посоветуйте пожалуйста!!!!
Нам год и месяц.
January 29 2008, 09:23:14 UTC 4 years ago
Если уж совсем никак не идет - сразу сажайте в слинг и идите по своим делам хотя бы какое-то расстояние, а только потом высаживайте и пускайте копаться. Не стоит формировать у ребенка неправильных моделей поведения по схеме "Я сел на снег и меня сразу оставили в покое, значит, так и надо" и создавать ему иллюзию, что мамино поведение легко контролировать ("я сел на снег и мама прекратила требовать, чтобы я шел, как просто ею управлять"). ;)
А вообще, главное условие нормальной ходьбы и следования - ваша уверенность, что будет ходить и следовать, потому что иначе - никак. :) У вас в голове не должно быть настроя носить в слинге до 3 лет, мыслей, что "он маленький", "не может". Все может, всему научится - просто не сразу, а постепенно, с вашей помощью.
January 29 2008, 20:16:53 UTC 4 years ago
Как то уверенности побрибавилось.
И вы совершенно правы, я ему дала повод думать, что можно сесть на снег и от него отстанут, это вы прям в точку! Я то не додумала насчет этого!
Ну что же будем учиться!!
March 18 2008, 21:17:32 UTC 4 years ago
March 18 2008, 21:39:10 UTC 4 years ago
4 years ago
March 19 2008, 12:53:50 UTC 4 years ago
ЧТо делать? Продолжать дрессировать?
March 19 2008, 16:21:46 UTC 4 years ago
Но я бы сначала подумала об отношениях мать-ребенок в целом. Если ребенок убегает - это всегда вопросы к маме: насколько она надежна, насколько ребенок ей доверяет и считает ее ведущей (авторитетной). Я бы начала именно с этого - выстраивания нормальных отношений с мамой по принципу "ребенок при маме", а не наоборот. А потом уже исправляла бы следование - если оно само не наладится при нормализации отношений.
О ГВ и ведущей роли:
http://vokina.livejournal.com/19408.htm
Роль социума и пола ребенка в формировании маминого статуса:
http://vokina.livejournal.com/18639.htm
4 years ago
March 19 2008, 19:20:58 UTC 4 years ago
Идет со мной недолго,потом не туда..или не берет руки и плетется сзади, а потом в сторону..из рук на дороге вырывается, в прядки-догонялки начинает играть..в общем все что можно..одно время я думала, что она есть хочет, давала ей сушку, она шла нормально, но хвостиком, потом я решила, что это неправильно, с едой на улице ходить..
March 23 2008, 17:23:50 UTC 4 years ago
4 years ago
← Ctrl← Alt
Ctrl →Alt →